Статьи

3 основных отличия общественных интерьеров от частных. 
И зачем об этом знать проектировщику.

Проектирование частных и общественных интерьеров достаточно сильно различается. Поэтому эта статья будет полезна специалистам-архитекторам/дизайнерам, которые впервые столкнулись с проектирование общественных интерьеров, молодым специалистам, а также студентам профильных вузов.

Но, если вы не относитесь к этим категориям людей, а вам просто интересно погрузиться в процессы работы архитектора/дизайнера, то приглашаю к прочтению — здесь есть много интересной информации.
Различие между общественными и частными интерьерами проявляется по разным направлениям. Я выделяю три основных:

1. Взаимодействие с заказчиком
2. Принципы проектирования
3. Взаимодействие со смежными специалистами

1. Взаимодействие с заказчиком.

Почему этот пункт стоит первым: любой новый проект начинается с заказчика. Именно исходя из потребностей заказчика мы начинаем создавать. А запросы и потребности, приоритеты сильно отличаются в разных ситуациях. Они являются отправной точкой для всего процесса и понимания структуры дальнейших действий архитектора\дизайнера.

При встрече с новым заказчиком очень важно понять потребности и, особенно, приоритеты.

Что обычно распределяется по приоритетности:
— Идея
— Скорость проектирования
— Стоимость реализации

ИДЕЯ:

Функция интерьера напрямую завязана с дизайн-, планировочными, технологическими, нормативными, и т. д. решениями.

Рассматривая частный интерьер, мы должны понимать, что здесь приоритетным является желание заказчика реализовать свои вкусовые предпочтения руками профессионала, которое будет соответствовать его характеру, потребностям, особенностям — это психологический разбор одного человека (или маленькой группы людей, если это семья) и создание безопасной, удобной, красивой среды конкретно для него\них.

Если же говорить об общественном интерьере, то здесь работает другая схема. Заказчик, в данном случае, может также иметь свои вкусовые предпочтения (также у него может быть уже изначально проработанный брендбук), но создавая общественное пространство, важно рассматривать психологию общества, целевой аудитории места, а это уже большой поток людей с разным вкусом, но объединенных общими ассоциативными связями, присущими их статусу, интересам, предпочтениям, особенностям, принципам, ценностям и т. д. Здесь важно удобство, простота в понимании что как и почему, создание предсказуемой, но впечатляющей среды, куда захочется возвращаться вновь (или просто приятно находиться здесь и сейчас).

Исходя из этого, диалог заказчик-дизайнер/архитектор вестись будет по-разному, создание и объяснение дизайн-решений также будет различным в этих двух случаях.

СКОРОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ:

Скорость создания + реализации частного интерьера в большинстве случаев примерно одинакова у всех — от 1 года до 1,5 лет (бывает, конечно, и долгострой, когда заказчик никуда не спешит — но это достаточно узкая категория объектов).

Общественные же интерьеры очень сильно разнятся по времени проектирования и реализации: многое зависит от того, на каком этапе к вам пришел заказчик: это может быть человек, который уже снял\купил\присмотрел готовое помещение и хочет в минимальные сроки открыть пространство под свой бизнес — это одна ситуация; другой вариант — если строительство объекта только началось и у вас есть время полноценно заняться проектированием, выбрать, заказать и дождаться части материалов. Конечно, и у общественных интерьеров бывают долгострои и непредсказуемые ситуации, но что точно нужно делать в общественных интерьерах — это понимать изначально в какой ситуации вы находитесь — от этого зависит и срок проектирования, и набор чертежей в проекте, и выбор дизайн решений.

СТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ:

По этому пункту все очень индивидуально в обоих случаях, как частном, так и общественном. Все зависит от того есть ли задача уложиться в минимальный бюджет; частично заложить более качественные и сложные решения для достижения определенного эффекта; или же это премиальный вариант, где бюджет снижается по приоритетности в сравнении с дизайн-идеей. Тут только опыт и понимание потребности заказчика\целевой аудитории заказчика (если речь об общественных интерьерах) может дать понимание отправной точки в создании идеи.

В чем смысл группировать запросы (идея, скорость, стоимость): важно понимать, что приоритетно в конкретном проекте для создания плана и структуры дальнейшей работы.

Бывает, что идея важнее скорости и стоимости (мечта любого творческого человека))), а бывает, что идея стоит на последнем месте из этих трех моментов- это значит, что ограничения в стоимости и скорости должны быть всегда в уме при создания идеи, что будет перенаправлять мыслительный процесс в необходимое русло (ведь в любом случае, результат должен быть на высоком уровне).

2. Принципы проектирования

Выше я уже затронула тему принципов проектирования. Да, действительно, функция интерьера напрямую завязана с дизайн-, планировочными, технологическими, нормативными, и т. д. решениями. И подход с психологической точки зрения совершенно разный:

— одно дело, придумать пространство для 1−4 человек (частный интерьер)
— совсем другое — для неограниченного количества посетителей (общественный интерьер)

Для понимания процесса создания идеи, посмотрим на это еще и с другой стороны: что это за интерьер?

— Это квартира, в которой человек знает каждый уголок и сам участвовал в создании деталей?

— Это школа\офис\ваше любимое кафе, где вы бываете периодически, но часть пространства для вас остается за закрытыми дверями?

— Это выставочное пространство\концертный зал\загс, в котором вы бываете несколько раз в год или один раз в жизни, при том, вы видели лишь малую часть помещений этого места, ведь основная масса — служебные помещения?

Как считаете — насколько сильно будет отличаться подход в проектировании настолько разных по функции пространств? Конечно же, кардинально:

Не только планировка, но и сам диалог архитектуры\дизайна с человеком, пребывающем здесь должен быть ему на пользу, подсказывать куда идти, зачем, и почему здесь понятно и нравится.

На эту тему можно долго говорить — но суть одна — функция определяет пространство, пространство — задает подход, понимание этапов его создания.

Если же говорить о нормативной стороне вопроса, то объем ограничений, связанных с частным интерьером и общественным также отличается — безопасность среды при большом потоке людей значительно сложнее создать. Поэтому важно помнить о существовании СП, СНиП, ГОСТах, технологических особенностях, которые неразрывно связаны с созданием комфортной среды общественного пространства.

3. Взаимодействие со смежными специалистами

— Одно из самых главных отличий — количество специалистов и информации, которую следует переработать для создания дизайн-идеи.

— Следующее отличие — этапность создания проектов смежных специалистов и дизайнера. Достаточно часто в общественных интерьерах инженерия уже реализована до привлечения дизайнера — что приводит к тому, что чаще приходится подстраиваться под готовые решения смежных специалистов или искать совместный компромиссный выход с минимальными затратами для заказчика.

В частных интерьерах значительно чаще инженерия разрабатывается уже после дизайн-проекта по ТЗ дизайнера\архитектора.

— Также хочу обратить внимание на взаимодействие дизайнера\архитектора, строителей, поставщиков, заказчика на стройплощадке: на крупном общественном объекте дизайнер не всегда имеет возможность взаимодействовать с заказчиком напрямую — часто, это общение с его представителем или же генподрядчиком.

Порой это создает сложности в отстаивании идей дизайна, так как строители не всегда заинтересованы выполнять сложные решения по проекту и стремятся их упростить. То же самое касается и поставщиков материалов\мебели\света и т. д.

В частном проектировании, за счет более плотного взаимодействия между заказчиком и дизайнером, реализовать проект как на картинке получается значительно проще (особенно, если дизайн-студия является сама генподрядчиком на объекте).
В заключение хочу сказать, что не важно, частный интерьер или общественный – лучший результат получится лишь тогда, когда все стороны настроены реализовать идею:

— Начиная с создания проекта с учетом приоритетов заказчика
— Адекватным просчетом стоимости своих работ строителями
— Отсутствием стремления решать вопросы по простому пути на стройплощадке за спиной дизайнера поставщиками и смежниками
— Настроем самого заказчика не отходить от идеи без критических на то причин

Для меня дизайн проект– это произведение искусства, созданное руками всех участников процесса. Но головой процесса является дизайнер\архитектор. Поэтому, для успешной реализации важно с самого эскиза понимать что требуется и как процесс будет реализовываться в дальнейшем:

Надеюсь, в этой статье, мне удалось дать общее понимание различия в проектировании и реализации общественного и частного интерьера. А более подробное описание о проектировании обоих вариантов интерьеров я опишу в следующих статьях.
2023-11-12 03:48 Статьи